ВНИМАНИЕ !!! ЕСЛИ ЧТО-ТО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ НА САЙТЕ
С 17.09.2020 гости не могут писать в гостевую. Регистрируйтесь!
Вот как рассказывал о появлении нового позывного сам Виталий Иванович: А однажды моя эскадрилья в небе над Днепропетровском устроила немцам такой небесный джаз (мы сбили тогда 10 самолетов, а три из них — я), что мой заместитель, Герой Советского Союза Серёга Глинкин, прямо в воздухе обратился ко мне: «Командир, можно мы запоём?» Ну, настроение у меня было сами понимаете какое, и я сказал: «Давай!» И вот в боевом эфире наш небесный хор запел: «Ой, Днепро, Днепро, ты широк, могуч…» Пропели мы эту прекрасную песню от начала до конца. И вдруг земля таким милым женским голосом говорит: «Большое спасибо, маэстро!» Я, конечно, заулыбался и спрашиваю: «Это за что? За концерт или за бой?» И тот же милый голос прошептал: «И за то, и за другое…» Вот так и получилось, что героев в фильме Леонида Федоровича Быкова - два, а прототип у них один — Виталий Иванович Попков.
ДОБРА ВСЕМ ЛЮДЯМ, РАЗУМА И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕННЫЕ ИМИ ДЕЛА, ПОСТУПКИ...
С УВАЖЕНИЕМ,
Абсурдность ситуации, когда сержанты стали командовать авиационными подразделениями, поскольку высшее руководство армии полагало, что для присвоения офицерских званий бывшие курсанты авиационных школ должны пройти дополнительное обучение, закончилась в марте 1943 года вмешательством Верховного. После этого и в действующей армии лётчикам-сержантам выдали офицерские погоны, да и из училищ стали приходить младшие лейтенанты, а отличникам присваивалось лейтенантское звание. Такими в фильме зрители и увидели Кузнечика, Ромео и всё остальное пополнение. Попкову первое офицерское звание было присвоено 10 марта 1943 года.
Но вернёмся в лето 1942-го. После своей первой победы Попков был прощён, ему доверили участвовать в боевых вылетах. Рос и его боевой счёт. 26 августа 1942 года в небе неподалеку от Сталинграда ему удалось одержать знаменательную победу, и его имя прозвучало на всю страну. Произошло это так. Стало известно, что в сторону аэродрома направляется группа немецких бомбардировщиков. Восьмёрке наших истребителей, в которую входил и Попков, было приказано сковать прикрывающие их истребители. Завязался ожесточённый бой. Неожиданно на помощь противнику подошла новая ярко раскрашенная машина в сопровождении четвёрки истребителей. Так выглядели самолёты фашистских асов, которым была разрешена свободная охота. Как правило, они выбирали молодых неопытных пилотов и легко увеличивали свой боевой счёт. Однако в тот день счастье от немецкого лётчика отвернулось, на его пути оказался В. Попков. За этим боем наблюдали и в небе, и на земле. Когда Попков направил свой самолёт в сторону «раскрашенного», к нему на помощь тут же поспешила четвёрка прикрытия. Виртуозно владея своей машиной, Попков вначале подбил два самолета прикрытия, а затем напал на лидера и, как тот ни сопротивлялся, сбил его. Выбросившийся с парашютом немецкий лётчик оказался одним из асов Люфтваффе. Он никак не мог поверить, что его сбил двадцатилетний сержант. К весне следующего года Попков, уже опытный лётчик-истребитель, овладевший настоящим мастерством и разработавший свою, присущую только ему, тактику ведения воздушного боя с превосходящими силами противника, был назначен командиром звена, чуть позже — заместителем, а затем и командиром эскадрильи. Когда Попков узнал, что большинство из лётчиков эскадрильи владеет каким-либо музыкальным инструментом или хорошо поёт, он создал любительский джаз-оркестр, чтобы свободное от полётов время посвятить музыке, которую очень любил.
Вот тогда и появилась на свет единственная в своем роде «поющая» эскадрилья, которая настолько прославилась, что Л. Утёсов передал два произведённых на его деньги истребителя, названных «Весёлые ребята», именно в эскадрилью В. Попкова. Капитан Попков, к тому времени уже Герой Советского Союза, сменил слегка насмешливое прозвище Кузнечик на почётное и, благодаря фильму Л. Быкова, широко известное — Маэстро, да и в воздухе у него был позывной «Маэстро».
Попков осматривался в сторонке. Неподалеку стоял незнакомый ему самолет ЛаГГ-3. Недолго думая, молодой лётчик забрался в кабину истребителя, очень уж хотелось разобраться в новой технике, но был извлечён оттуда бдительным часовым. Командиру полка Зайцеву шустрый парень понравился, и после представления он предложил ему летать на подсменку с комэском Героем Советского Союза Ефремовым, но для начала продемонстрировать, чему научили в училище.
Задание было простым: взлететь, войти в зону и сесть. Однако молодой лётчик решил показать своё мастерство. Выполнив несколько фигур высшего пилотажа, он с гордостью подошёл к начальству, но вместо восторженных слов услышал, что бой лихачей не терпит, получил выговор на невыполнение полётного задания и был назначен вечным дежурным по кухне. Почти два месяца его не допускали до полётов. Пришлось, пока другие летали, ловить в поле кузнечиков да играться с приблудившимся псом по кличке Пират. Даже прозвище к Виталию обидное прилипло — Кузнечик.
Наступило июньское утро 1942 года, почти весь полк улетел на задание, на аэродроме стояло только два ЛаГГ-3 (командира и комиссара), а Попков на полевой кухне чистил картошку. В этот момент в небе появилось два немецких бомбардировщика в сопровождении истребителей Ме-109. Они уже зашли для атаки на аэродром, когда Попков прямо в фартуке, сопровождаемый Пиратом, вскочил в один из ЛаГГ-ов, взлетел навстречу и прямо на взлёте сбил бомбардировщик Ju-88. Остальные немцы, не ожидавшие такой прыти, рассыпались веером и разлетелись. Поэтому поднявшийся в воздух следом за Попковым командир полка увидел на горизонте только силуэты улепётывавших самолетов противника.
Приземлившегося Попкова на земле ждало море восторга. Командир только и смог спросить: мол, «что же ты ещё и Мессер не прихватил». В одном из интервью, которое дал Виталий Иванович уже после войны, он вспоминал, что в ответ заявил:
«Так вы, товарищ командир, своим нижним бельём мне всех фрицев распугали».
Действительно, поскольку дело происходило ранним утром, командир полка на поле выбежал без гимнастёрки.
Не правда ли, эта история очень напоминает сцену из знаменитого фильма? И это действительно так. Леонид Быков в качестве прототипа лейтенанта Александрова по прозвищу Кузнечик выбрал В. Попкова и почти полностью использовал в фильме историю про его первый бой и первую победу. Единственно, что изменил автор фильма — присвоил своему герою офицерское звание.
ПРОДОЛЖАЮ...
Тот выпуск был единственным и уникальным по результатам, которых добились его выпускники: 59 Героев Советского Союза, а среди них шесть — дважды, и один — трижды. Необычность его и в том, что молодые лётчики прибывали на фронт в форме, в петлицах которой наряду со стилизованным самолётом, так называемой «птичкой», красовались по два красных треугольника. Их выпустили сержантами. В связи с ухудшением международной обстановки Народный комиссариат обороны принял решение с 1 марта 1941 года сократить сроки обучения в Чугуевском военном авиационном училище, чтобы увеличить выпуск лётчиков-истребителей, и переименовал его в 9-ю Чугуевскую военную школу пилотов. В развитие этого решения нарком обороны маршал Тимошенко издал приказ выпускать молодых лётчиков не лейтенантами, а сержантами.
Сразу же после начала войны в связи с приближением фронта школу передислоцировали. Учебная эскадрилья, возглавляемая инструктором В. Попковым, была переведена вначале в Батайск, а затем в азербайджанский город Евлах.
Попков писал рапорт за рапортом с просьбой перевести его в действующую армию, но только шестой рапорт возымел успех. Его отозвали из училища и в мае 1942 года направили на фронт в 5-й истребительный авиаполк.
И СЛЕДУЮЩИЙ ЭПИЗОД…
Виталий Иванович Попков. Как Кузнечик превратился в Маэстро?
Сержанту Попкову 1 мая 1942 года исполнилось 20 лет, а через несколько дней его самая заветная мечта стала реальностью: он прибыл в 5-й истребительный авиационный полк, расквартированный в окрестностях города Холм на юге Новгородской области.
Добирался Виталий Попков к месту новой службы на перекладных. Как сержанту ему был положен билет только в общий вагон. Обидно, ведь таким же как он выпускникам артиллерийских училищ присвоили офицерские звания, поэтому ехали они с комфортом в плацкарте. Да ещё в поезде у него украли новенькую шинель. В общем, радость от предстоящих боевых будней была несколько омрачена. Хорошо, комендант одной из железнодорожных станций дал ему старенькую засаленную шинель, которая к тому же была на несколько размеров больше, чем требовалось. Вот в таком затрапезном виде он и появился на аэродроме… Руководство полка с увлечением что-то обсуждало посередине лётного поля.
Следует познакомиться ещё с двумя цифрами. В мае 1945 года, когда закончилась война, капитану Попкову исполнилось 23 года, а в момент возвращения из Кореи он приближался к своему 30-летию.
И ТАК…
В рабочей московской семье, жившей в коммунальной квартире в Нижнекисловском переулке на Арбате, в красный день календаря — 1 мая 1922 года, родился сын, которого родители назвали Виталий. Его отец, участник гражданской войны, водивший там бронеавтомобиль, член ВКП (б) с 1917 года, работал шофёром-механиком в гараже ВЦИК, располагавшемся в Манеже и обслуживавшем высшее руководство страны. Мальчик гордился отцом и стремился во всем походить на него. С самого раннего детства он любил что-нибудь мастерить. Узнав, что недалеко от дома находится авиамодельный кружок, Виталий в него записался. С этой поры авиация стала его заветной мечтой, а было ему тогда 8 лет от роду. Авиамодели Виталию удалось помастерить несколько лет, а в 1934 году вся семья вместе с младшим братом Борисом переехала в Гагры. Дело в том, что Иван Попков получил новое назначение, его направили работать в Абхазию вначале водителем правительственных машин, а затем завхозом дачи, где любил жить Сталин. Мама была на даче сестрой-хозяйкой, а по совместительству — личным библиотекарем вождя. Учился Виталий в школе № 9 города Сочи. Виталий подружился с Василием, сыном Сталина. Эта дружба поддерживалась практически до конца жизни Василия Иосифовича. В правительственном пионерском лагере, расположенном на Холодной речке, неподалеку от города Гагры, Виталий увлёк авиамоделизмом новых друзей, организовал там кружок, учил ребят изготовлению моделей. Наверное, случайностей не бывает, ведь, согласно марксистской философии, случайность — это неосознанная необходимость. Вот такая случайность и поставила окончательную точку в определении жизненной цели Виталия. Как-то лагерь посетил нарком тяжёлой промышленности СССР С. Орджоникидзе. Познакомившись с кружковцами, он сделал им неоценимый подарок — набор деталей настоящего планера. Мальчишки изготовили катапульту для его запуска, установили её на высоком обрыве над морем, собрали там планер, взгромоздили его на катапульту и… обрубили канат. Планер, подхваченный восходящим потоком воздуха, взмыл вверх. В тот день Василий и Виталий впервые оторвались от земли. Одному к тому времени исполнилось 14 лет, а другому 13. Именно тогда у них возникла мечта стать лётчиками. Вскоре семья Попковых вернулась в Москву и Виталий смог больше времени посвящать любимому увлечению. Он по собственным чертежам изготавливал детали авиамоделей, мастерил их и запускал в воздух. Увлечение авиамоделизмом в те времена было повальным. В стране одно за другим проводились соревнования летающих моделей. Принимая в них участие, Виталий добился больших успехов. Его модель четырёхмоторного тяжёлого бомбардировщика ТБ-3, того самого, на котором Водопьянов сел на Северном полюсе, установила два всесоюзных рекорда. Ещё один рекорд поставила его модель планера-парителя, пролетевшая не один десяток километров и залетевшая за Подольск. Полученные им призы вызывали зависть даже у взрослых: велосипед и патефон по тем временам были роскошью. Одновременно Попков занимался в тушинском аэроклубе, который он закончил, ещё будучи учеником 10 класса. Закономерно, что сразу после окончания с отличием средней школы Виталий поступил в знаменитую Чугуевскую военную школу пилотов. Он был одним из лучших курсантов, и после окончания училища был оставлен в нём инструктором. Ещё одним «чугуевским» выпускником 1941 года, оставленным там инструктором, был И. Кожедуб.
ВСЕМ МИРА И ЗДРАВИЯ.
ВОТ РЕШИЛ ПРИНЕСТИ В ГОСТЕВУЮ САДа ТАКУЮ ИНФУ, ТЕМ БОЛЕЕ У ЭТОГО ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО, ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ТОЖЕ В МАЕ. КОМУ БУДЕТ НЕ ИНТЕРЕСНО, ТО МОЖЕТЕ СМЕЛО ПРОЙТИ МИМО. КОГО ВДРУГ ЗАНЕСЕТ СУДЬБА НА НОВОДЕВЕЧЬЕ, ТО ПО ЖЕЛАНИЮ НАЙДИТЕ МАНУМЕНТ НА КОТОРОМ НАПИСАНЫ ЭТИ ВОШЕДШИЕ В НАРОД СЛОВА «БУДЕМ ЖИТЬ…»
Какими они были, те «старики», что шли в бой?
Дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Виталий Иванович Попков.
В. И. Попков является Почётным гражданином 14 европейских городов, в том числе Москвы, Магадана, Сочи, Киева, Гагры, Праги, Вены, Будапешта, Братиславы и других. Он — Заслуженный военный летчик СССР, награжден 14 советскими орденами, в том числе 3 орденами Ленина, 38 отечественными медалями, а кроме того 18 орденами и 15 медалями иностранных государств. К своему 80-летию он единственным из военных был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского III степени.
Попков был членом трёх престижнейших ветеранских организаций: Российского клуба асов, немецкого клуба лётчиков-истребителей и американского клуба Орлов. Американцы вообще включили его в десятку сильнейших асов мира. В Пентагоне на специальной плите фамилия В. Попкова выгравирована среди 23 лучших советских асов. Согласно официальной статистике, он произвел 648 боевых вылетов, участвовал в 117 воздушных боях, сбив 41 самолёт противника лично, в том числе один тараном, а ещё 13 — в составе группы, 123 раза штурмовал аэродромы и наземные цели противника.
24 июня 1945 года В. Попков шел в 1-й шеренге Героев Советского Союза 1-го Украинского фронта по Красной площади во время Парада Победы.
Но воздушные бои и победы в них с окончанием Великой Отечественной для Попкова не прекратились. В ходе Корейской компании с апреля 1951 по февраль 1952 года он проходил службу заместителем командира 324-й истребительной авиационной дивизии Ивана Кожедуба. Попкову, занимавшемуся подготовкой и переподготовкой китайских и северокорейских лётчиков на новые модели самолетов, поставляемых из СССР, только изредка приходилось вылетать на боевое дежурство. Однако ему всё же удалось самостоятельно сбить 4 американских самолёта, а самое главное — он принудил к посадке на полосу морского прибоя самолет Б-29 с секретной аппаратурой на борту.
Доброе утро, Гостевая!
Ирина Петрова, у тебя, уже утро давно прошло, так что добрый день ). Ошибки - ничего страшного. Все мы ошибаемся. Ткест с пермешеанными букавми восрпиниматеся тажке хроошо как и с обчыными ). Хорошего дня и вечера!
Николай II и Нина, спасибо за прикольное видео и песню. Эту песню я люблю обожаю слушать дома с диска, который мне прислала Ирина. Там вообще бесподобное звучание. Бас гитара там особенно звучит. Отлично, что мост в Крым теперь есть. Два года назад я паромом переправлялся. Но, на пароме тоже было интересно. Правда дороже на 5 тыс ). Жалко, что в этом году не получится съездить в отпуск. Но, когда-нибудь съезжу обязательно, хочется прокатиться по новому мосту.
Ольга, ваш автомастер - садист, такую добрую девушку и так обижать! Совет - меняй автосалон! По интернету, у знакомых, поищи другого мастера. Я тоже мучился вот также, пока не нашел адекватных ребят с адекватными ценами.
Всем хорошей среды и Удачи!!!